До начала 70-х годов, когда компьютеризация была поверхностной и очаговой, потребность в информатизации общества остро не ощущалась. Резкое расширение процессов компьютеризации, массовое развитие микропроцессорной техники и особенно наметившийся переход к пятому поколению ЭВМ сделали информатизацию насущно необходимой. Информатизация — это как бы надстроечный процесс, происходящий на базе компьютеризации, т.е. индустриализации непроизводственной сферы народного хозяйства, процесс формирования новой, автоматизированной среды зарождения знаний, их переработки, распространения и превращения в силу, в материальный фактор.
Техническая база информатизации — это компьютерные и телекоммуникационные системы и сети, которые должны составить «ядро» экономики, точнее — производственного аппарата будущего общества. Такой аппарат будет включать роботы и роботизированные производства, обрабатывающие центры, гибкие производственные системы, безлюдные участки, цехи, предприятия и, конечно, новые организационно-управленческие комплексы и системы связи.
Стержень всей информатизации — создание новых информационных структур. Основой новых информационных структур являются технические структуры. Создание и развитие технической базы информатизации — конечно, приоритетная задача, без решения которой нельзя двигаться вперед. Вычислительные системы пятого поколения будут иметь следующие функциональные блоки: базу знаний, машины решения задач и логических выводов, интеллектуальный интерфейс. Особенно заметна разница между ЭВМ пятого поколения и машинами предыдущих поколений на уровне интерфейса — способов взаимодействия с человеком. Последние будут приспособлены к человеку в отличие от «машинного» интерфейс современных ЭВМ, заставляющего человека приспосабливаться машине и говорить не на своем естественном, а на машинной искусственном языке.
С точки зрения пользователей, системы пятого поколения ЭВМ должны соответствовать следующим принципам:
-
простота применения, когда от пользователя не требуется профессиональных знаний;
-
моделирование «человеческих» функциональных возможностей таких, как построение доказательств и принятие решений;
-
автоматический выбор релевантных запросов данных из шинных хранилищ большого объема;
-
гибкость конфигурации, обеспечивающая приспособление ЭВМ к выполнению широкого диапазона работ;
-
автоматизация программирования;
-
высокая надежность.
В будущем ожидается всплеск компьютеризации. Рассмотрим пример систем управления формирование информационных структур. Требования должны быть следующими:
-
Упрощение структуры управления за счет радикального упрощения уровней иерархии (до автоматизации обычно имеется 10 -уровневая иерархия), управленческих звеньев, уменьшение вспомогательных работников.
-
Унификация, агрегация, переход к типовым взаимосовместимым модулям, обеспечение совместимости элементов системы.
-
Уменьшение числа или полная ликвидация перекодировки управленческих сигналов при их ретрансляции.
-
Создание пространственных структур индустрии информации (центры обработки, отображения информации, БД, соотношение источниками и приемниками информации).
-
Расширение автономности на нижних ступенях иерархии локальных и региональных задач, расширение и оптимизацию» горизонтальных связей, позволяющих маневрировать информационными ресурсами, а также улучшение характеристик систем. Но этом важно учитывать, что автономные системы с горизонтальными связями неэффективны, как неэффективны системы с вертикальными связями. Следует реализовывать «принцип матрицы».
-
Кольцевание и увеличение связей информационных сетей с автоматической маршрутизацией сообщений, что позволяет в 100-1000 раз уменьшить вероятность искажения информации.
-
Укрупнение информационных сетей и систем, их объединение.
Формирование структур автоматизированной информационной среды осуществляется путем создания АИС различных классов и назначений. АИС — это основа информационной среды, ее фундаментальная структура. Их созданию и обеспечению условий эффективного функционирования во многом способствует весь процесс формирования информационной среды.