Как ни важно развитие технической базы информатизации, все же основные ее проблемы лежат в области социальных преобразований. И основополагающим среди них является развитие интеллектуального рынка. Это главный фактор информатизации, без которого все другие меры информационной перестройки в лучшем случае дадут лишь ограниченный эффект. Первая особенность современного технологического переворота состоит в возникновении принципиально открытых технологических систем, открытых по отношению к сфере знаний. Таковыми являются информационно-вычислительные технологии. Созидательная мощь современных ИТ, их полезность напрямую зависят от уровня их открытости по отношению к национальному и мировому информационному (интеллектуальному) потенциалу. При подключении к мировым технологиям небольших среднеразвитых и даже отсталых стран (разумеется, если это подключение глубоко взвешенное и проработанное, с предварительно подготовленной местной социальной средой) достигается поразительный эффект. Примером могут служить «неожиданные» прорывы, которые совершили в области электроники Малайзия, Южная Корея, Тайвань. Вторая особенность современного переворота, тесно связанная с первой, — это превращение информации в обыкновенный товар; причем товар, становящийся самым массовым объектом купли-продажи. Информационный рынок по масштабам (обороту) и темпам роста в большинстве развитых стран далеко опередил рынок материальных продуктов и услуг. На первое место по своему экономическому значению выдвинулся рынок знаков, отодвинувший на задний план рынок вещей. В данном случае рынок знаков трактуется широко: это рынок закодированных в той или иной форме знаний, их материальных носителей и средств переработки и применения. К рынку знаков относятся:
Но это далеко не все. Есть еще одна сторона, часть информационной индустрии, которая очень быстро развивается и стала оч внушительной по суммарному обороту. Это часть внутреннего информационного рынка, относящаяся к бытовой сфере, без котор нормальная по современным меркам жизнь становится невозможно. Речь идет о широком классе платной информации, в частности коммерческих услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, симпозиумы, референдумы, услуги городских справочных бюро, включая сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, расписание движения транспорта, данные бюро по обмену и продаже квартир, заказы билетов на транспорт, распределение мест в гостиницах, кинотеатрах, проведение телеигр, предоставление учебно-воспитательной информации, дневник новостей, полезные советы (рецепты, моды, реклама, рекомендации врача), прогноз погоды и т.д. и т.п. Мы вступаем в период «информационного половодья», которое нужно регулировать рыночным путем. Известно, что товар как вещь, годная для потребления и обмена, явился исходным пунктом генезиса (происхождения, возникновения) капитала, а рынок выступил основой формирования индустриального общества. Точно так же интеллектуальный (информационный) товар выступает фактором формирования информационного общества с его информационным (интеллектуальным) рынком. |