Особенности информационного ресурса

Каковы же основные особенности ИР?

Первая особенность ИР: в отличие от других видов ресурсов (в частности, материальных) ИР практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут.

Вторая особенность ИР: по мере использования ИР не исчезает» а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).

Третья особенность ИР: он несамостоятелен и сам по себе им лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами — опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем, ИР проявляется как движущая сила.

Четвертая особенность ИР: эффективность применения ИР свя­зана с эффектом повторного производства знаний. По К. Марксу, продукт умственного труда — наука — всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так например, теорему о биноме школьник может выучить в течем одного часа. Информационное взаимодействие позволяет полученное знание ценой значительно меньших затрат по сравнению затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

Пятая особенность ИР: ИР является формой непосредственно включения науки в состав производительных сил. В индустриально обществе наука выступает опосредованной производительной сил. Посредниками при этом выступают машины, новые материалы препараты. В информационном обществе наука является не родственной производительной силой. Это осуществляется в форме ИР. Радикально изменяется характер действия ИР: производительность труда повышается не на проценты, а на порядки — в 10-11 раз. Осуществляется переход к телематическим производственным системам, основой функционирования которых служат ИР.

Шестая особенность ИР: ИР возникает в результате не умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной работы сама по себе не информативна: она не увеличила потенциала нужных знаний, не меняет представления о достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту ИР. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические за необходимы при выработке, передаче и использовании ИР.

Седьмая особенность ИР: превращение знаний в информа­ционный ресурс зависит от возможностей их кодирования, расп­ределения и передачи. Коммуникационная система общества — важнейший фактор формирования, накопления и использования ИР на базе имеющихся знаний. Может сложится такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит ИР.

Добавить комментарий