Слово «интеллект» означает ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. Учение об интеллекте развивается по трем направлениям. Первое из них, приведшее к появлению самого термина «искусственный интеллект», связано с теорией эвристического поиска и созданием машинных «решателей задач», относящихся к разряду творческих. Второе направление связано с разработкой роботов, автономно действующих в реальной среде и решающих нетривиальные задачи, поставленные человеком. Третье — главное — направление связано с коренной интеллектуализацией ЭВМ путем оснащения их программно-техническими средствами высокого уровня, способными делать логические выводы. Не вдаваясь в подробный анализ научных и инженерных изысканий, отметим главное: искусственный интеллект ориентирован на создание методов дублирования (разумеется, в пределах доступного) функций живых интеллектуальных систем искусственными системами. Современная социологическая концепция рассматривает человека как единственный субъект труда, творчества, общения. Кибернетические автоматы, собирающие и передающие данные, имеющие память, реализующие сигналы обратных связей, занимают промежуточное положение в информационно-коммуникативных процессах общественной практики, являются средством познавательной организационной работы людей. Такое же промежуточное положение занимают и машины, или автоматы, наделенные функциями интеллекта, несмотря на их способность к логическому выводу, и самостоятельному оперированию базами знаний, т.е. способность к обработке семантической информации. Автоматы могут больше «знать», чем конкретный человек (иметь более емкую память), быстрее вычислять, фильтровать данные, делать выборки и даже формально-логические выводы, осуществлять промежуточное целеполагание, накапливать знания (собирать дополнительные данные об окружающем мире, сжимать информацию). Но познать мир в содержательном аспекте, углублять понимание действительности, снимать неопределенность своего существования искусственные системы не могут. В этом смысле термин «искусственный интеллект» весьма условен и не совсем удачен. Необходимо также очертить границы рассмотрения этого термина: искусственный интеллект — не синоним искусственного разума. Инструментарием, носителем искусственного интеллекта являются ЭВМ, роботы, экспертные системы, телекоммуникации. Что касается ЭВМ, то их нельзя понять вне связи с функциями человека в творческом процессе. Сами по себе ЭВМ не создают новую информацию, не увеличивают интеллектуальный потенциал человека (это прерогатива людей), а лишь сохраняют, трансформируют, переносят знания и тем самым увеличивают интеллектуальную отдачу людей. Природу ЭВМ и их социальную роль можно осветить лишь путем соотнесения их с категорией ИР. Если соотносить ЭВМ с категорией «знание» в традиционно-философском смысле, то трудно избежать двух крайностей: с одной стороны — фетишизации ЭВМ, связанной с представлением о них как о думающих, мыслящих машинах, гносеологически (от греч. Спо518 — знание, учение) отражающих мир, т.е. равноправных интеллектуальных партнерах человека, а в перспективе могущих даже превзойти его, стать «умнее», а с другой — недооценки ЭВМ, связанной с представлением о них как о сверхарифмометрах, информационных мельницах, не прибавляющих знаний, не обеспечивающих интеллектуального прогресса общества. И тот, и другой взгляд на ЭВМ ошибочны. Да, ЭВМ не мыслят в диалектическом смысле, не познают мир, не могут и в обозримой перспективе не смогут по-настоящему синтезировать знания, давать принципиально новое видение мира, зарождающегося у человека в сфере подсознания. Но это не значит, что ЭВМ во взаимодействии с людьми не увеличивают интеллектуальный потенциал человека в обществе. Они это делают через информацию, через использование ИР. Коммуникации — источник знаний, а именно ЭВМ радикально воздействуют на интеллектуальные коммуникации, и в этом их главное назначение. Компьютеры вместе, с современными коммуникационными средствами резко увеличивают возможности информатизации знаний и гносеологизации информационных сообщений. Они резко увеличивают возможности и эффективность познавательной деятельности людей. |