Современное состояние банковской системы России характеризуется усилением конкурентной борьбы банков за клиента. Важную роль в привлечении клиентов играет повышение качества обслуживания, что означает возможность банка предоставить широкий крут услуг там и тогда, где и когда пожелает клиент. Клиент должен иметь возможность получать банковские услуги в течение 24 часов в сутки и 365 дней в году, т. е. его обслуживание не должно регламентироваться режимом работы банка. Кроме того, клиенту должно быть обеспечено банковское обслуживание в разных местах его пребывания (дома, в офисе, в пути) в разных точках земного шара. При этом должна обеспечиваться высокая точность, оперативность, безопасность ведения банковских операций. Построение систем удалённого банковского обслуживания требует решения следующих задач: — построение транспортной схемы, осуществляющей физическую доставку данных (коммуникационная среда); — обеспечение конфиденциальности и достоверности передаваемых данных (система криптографической защиты информации); — реализация набора услуг, необходимых потребителю (формирование данных на удалённой стороне и обработка в центре). В зависимости от программных и технических средств, использующихся для реализации электронного банкинга, выделяются следующие его виды: — классическая система «Клиент-Банк»; — интернет-банкинг; — РС-банкинг; — WAP-банкинг; — SMS-банкинг. Технология удалённого банковского обслуживания позволяет клиенту получать банковские услуги, не посещая банковский офис, и предполагает наличие клиентских счетов, хранящихся централизованно и допускающих удалённое управление ими. СУБО (системы удалённого банковского обслуживания) предполагают работу со счетами клиента банка в режимах онлайн и офлайн. Развитие интернета и Web-технологий обусловило создание интернет-банкинга, обеспечивающего обслуживание вне офиса банка клиентов — как юридических, так и физических лиц. Перечень услуг, предоставляемых банком клиентам при использовании интернет-банкинга, достаточно широк. В качестве примера ниже приводятся услуги, предоставляемые посредством интернет-банкинга для физических лиц: — управление счетами (выписка по счёту, открытие счетов, рублёвые переводы, валютные переводы, переводы по своим счетам, конвертация валют); — банковские карты (выписка по карте, открытие новой карты, пополнение карты, перевыпуск карты, блокирование карты, заявление об утере карты, смена пин-кода); — срочные вклады (условия и ставки по вкладам, информация о вкладах клиента, открытие нового вклада, пополнение вклада, досрочное закрытие вклада); — платежи (коммунальные платежи, платежи за телефон, платежи сотовым операторам, платежи интернет-провайдерам, платежи за спутниковое ТВ, другие виды платежей). Для работы в интернет-банкинге клиент может использовать современный компьютер с любой операционной системой, любым Web-браузером и доступом в интернет. Интернет-банкинг строго соответствует концепции «тонкого клиента», т. е. отсутствие специализированного программного обеспечения (ПО) на стороне клиента. PC-банкинг является реализацией удалённого банковского обслуживания в режиме офлайн. Бизнес-сервер предназначен для оказания каких-либо банковских услуг клиентам. На таком сервере можно реализовать аналог системы «Клиент-Банк». Проектирование подобных серверов достаточно сложный процесс, требующий решения проблем шифрования, интеграции с АБС и др. Третий тип сервера, «виртуальный банк», является «виртуальным» офисом и выполняет те же функции, что и традиционный банковский офис. Зайдя в любое время на этот сервер, клиент может получить необходимую информацию о банке, заключить договоры об оказании услуг, открыть счета, работать с ними. «Виртуальный банк» (интернет-банк) — это новая концепция ведения банковского дела. Услуги клиентам большей частью или целиком предоставляются через интернет. Банковская технология реализуется специальным программным обеспечением. Удалённое банковское обслуживание выгодно не только клиенту, но и банку. Предоставление услуг через интернет снижает издержки банка, связанные с совершением операций. Как показывают расчёты, себестоимость операции при УБО в 16 раз ниже, чем при традиционном обслуживании клиента в отделении банка. Проведение платёжных документов через работников банка требует постоянного увеличения человеческих и материальных ресурсов. Использование СУБО экономически оправдано: для обслуживания количества клиентов, равного обслуживаемому в банке, требуются как меньшие ежемесячные затраты, так и меньший объём инвестиций. Таким образом, внедрение СУБО — это повышение эффективности банковского бизнеса. Проведённые расчёты показывают, что затраты на удалённое обслуживание значительно меньше затрат на традиционное обслуживание. За счёт экономии на затратах инвестиции в СУБО при сравнении с работающим отделением банка окупаются приблизительно за 18 месяцев. WAP-банкинг обеспечивает клиенту выполнение операций по управлению счетами и картами с мобильного телефона через WAP-канал. Используя мобильный телефон, поддерживающий протокол WAP, клиент получает следующие банковские услуги: — доступ к информации о банке; — получение информации о текущих остатках по счетам и картам; — получение выписки по счетам и картам за произвольный период; — получение расширенной информации об операции по счёту или карте; — пополнение и блокирование карт; — осуществление WAP-платежей по счетам; — осуществление WAP-платежей по картам; — переводы по своим счетам с конвертацией валют; — управление услугами. Имея при себе подобный терминал, клиент действительно может получать банковские услуги круглосуточно, ежедневно из любой точки мира. В этом состоит существенное отличие WAP-банкинга, например, от традиционного доступа в интернет, требующего наличия персонального компьютера (хотя бы ноутбука) и постоянного соединения с провайдером. Современные мобильные телефоны помимо своей главной функции, голосовой связи, выполняют многие дополнительные и не менее важные функции, одной из которых являются SMS-сообщения. SMS-банкинг, реализующий банковские услуги с помощью SMS-сообщений, доступен везде, где есть сотовая связь. Услуги SMS-банкинга выгодны по цене как банку, так и клиенту. Поддержка SMS-сообщений имеется во всех мобильных телефонах, поэтому SMS-банкинг доступен всем. SMS-банкинг для физических лиц предоставляет три вида услуг: 1) Рассылка уведомлений по событиям: — информационное сообщение банка: — уведомление об исключении документов, ранее отправленных в банк по другим каналам; — уведомление о приходе клиенту документов по другим каналам; — уведомление о блокировании карты; — уведомление об авторизации по карте; — уведомление о списании средств с карты или счёта свыше заданной клиентом суммы; — уведомление о зачислении средств на карту или счёт свыше заданной клиентом суммы; — уведомление о снижении остатка на карте или счёте ниже заданной клиентом суммы; — уведомление о превышении лимита; 2) Предоставление информации по SMS-запросам: — предоставление информации об остатке на карте или счёте; — предоставление краткой истории операций по карте или счёту (мини-выписка); — предоставление расширенной информации об операции по карте или счёту; — предоставление информации о курсах обмена валют; 3) Управление услугами, картами и счетами: — управление услугами SMS-банкинга; — подписка на информационные SMS-каналы банка; — осуществление SMS-платежей по картам; — осуществление SMS-платежей по счетам. Для отправки SMS-сообщений на банковской стороне могут использоваться GSM-модемы, шлюзы сотовых операторов. Управлять услугами SMS-банкинга клиент может через интернет-банкинг, РС-банкинг, WAP-банкинг. Удалённое банковское обслуживание выгодно не только клиенту, но и банку. Предоставление услуг через интернет снижает издержки банка, связанные с совершением операций. Как показывают расчёты, себестоимость операции при УБО в 16 раз ниже, чем при традиционном обслуживании клиента в отделении банка. Проведение платёжных документов через работников банка требует постоянного увеличения человеческих и материальных ресурсов. Использование СУБО экономически оправдано: для обслуживания количества клиентов, равного обслуживаемому в банке, требуются как меньшие ежемесячные затраты, так и меньший объём инвестиций. Таким образом, внедрение СУБО — это повышение эффективности банковского бизнеса. Проведённые расчёты показывают, что затраты на удалённое обслуживание значительно меньше затрат на традиционное обслуживание. За счёт экономии на затратах инвестиции в СУБО при сравнении с работающим отделением банка окупаются приблизительно за 18 месяцев.
Литература
1. А. Литвиненко, Н. Герасименко. Информационные технологии в банковской системе России // Бухгалтер и компьютер. — № 8. – 2010. с. 54 2. Замков О. О. Эконометрические методы в макроэкономическом анализе, М.: ГУ ВШЭ, 2007. 3. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика, М.: ЮНИТИ 2006. 4. Кулинич Е. И. Эконометрия, М.: Финансы и статистика, 2005. 5. Магнус Я.Р. , Катышев П.К., Песецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс, М.: Дело, 2007.
|