Первые TTL-мониторы были монохромными, впоследствии появились цветные. В монохромных цифровых мониторах точки на экране могут быть только светлыми или темными, различаясь яркостью. Электронно-лучевая трубка монохромного монитора имеет только одну электронную пушку; она меньше цветных ЭЛТ, благодаря чему монохромные мониторы компактнее и легче других. Кроме того, монохромный монитор работает с более низким анодным напряжением, чем цветной (15 кВ против 21–25 кВ), поэтому потребляемая им мощность значительно ниже (30 Вт вместо 80-90 Вт у цветных).
В кинескопе цветного цифрового монитора содержатся три электронные пушки: для красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) цветов с раздельным управлением, поэтому его называют RGB-монитором.
Цифровые RGB-мониторы поддерживают и монохромный режим работы с отображением до 16 градаций серого цвета.
Аналоговые мониторы, так же как и цифровые, бывают цветными и монохромными, при этом цветной монитор может работать в монохромном режиме.
Главная причина перехода к аналоговому видеосигналу состоит в ограниченности палитры цветов цифрового монитора. Аналоговый видеосигнал, регулирующий интенсивность пучка электронов, может принимать любое значение в диапазоне от 0 до 0,7 В. Поскольку этих значений бесконечно много, палитра аналогового монитора неограничена. Однако видеоадаптер может обеспечить только конечное количество градаций уровня видеосигнала, что в итоге ограничивает палитру всей видеосистемы в целом.
Для понимания принципа формирования растра цветных мониторов следует представлять механизм цветового зрения. Свет – это электромагнитные колебания в определенном диапазоне длин волн. Человеческий глаз способен различать цвета, соответствующие различным областям спектра видимого излучения, который занимает лишь незначительную часть общего спектра электромагнитных колебаний в диапазоне длин волн от 0,4 до 0,75 мкм.
Совокупное излучение длин волн всего видимого диапазона воспринимается глазом как белый свет. Глаз человека имеет рецепторы трех типов, ответственные за восприятие цвета и различающиеся своей чувствительностью к электромагнитным колебаниям различных длин волн. Одни из них реагируют на фиолетовосиний, другие – на зеленый, третьи – на оранжево-красный цвет. Если на рецепторы свет не попадает, глаз человека воспринимает черный цвет. Если все рецепторы освещаются одинаково, человек видит серый или белый цвет. При освещении объекта часть сиси отражается от него, а часть поглощается. Плотность цвета определяется количеством поглощенного объектом света в данном спек тральном диапазоне. Чем плотнее цветовой слой, тем меньше акта отражается и, как следствие, более темным получается оттенок цвета (тон).
Физиологические особенности цветового зрения исследовались М.В. Ломоносовым. В основу разработанной им теории цветовою зрения положен экспериментально установленный факт, что все цвета могут быть получены путем сложения трех световых потоком с высокой насыщенностью, например, красного, зеленого и си него, называемых основными или первичными.
Обычно световое излучение возбуждает все рецепторы человеческого глаза одновременно. Зрительный аппарат человека анализирует свет, определяя в нем относительное содержание различима излучений, а затем в мозгу происходит их синтез в единый цвет.