Социальный интеллект

ЭВМ в виде ИИ рождают социальный интеллект как единую целенаправленную творческую систему, Социальный интеллект — не просто одно из важных понятий теоретической информатики. Это категория, посредством которой информатика смыкается с общественными науками. Подход к обществу и его отдельным подсистемам и звеньям с позиций социального (коллективного) интеллекта — это принципиально новый подход, отвечающий совре­менному этапу развития цивилизации.

Проблема социального интеллекта имеет многосторонний характер. Наряду с общими философскими, политэкономическими, психологическими аспектами она имеет технологический аспект, связанный с разработкой и социальным использованием ЭВМ, особенно ИИ, элементом которого выступают базы знаний (БЗ), экспертные системы (ЭС). Технологический аспект в настоящее время имеет решающее значение для формирования и эффективного функционирования социального интеллекта.

Встраивание ЭВМ как ИИ в социальные системы подводит к пониманию того, что ИИ исторически формируется как подсистема единого социального (коллективного) разума. Этот разум, его структуры, механизмы функционирования и т.д. должны формиро­ваться под воздействием систем ИИ и вместе с ним. Это и есть в строгом смысле слова процесс информатизации общества.

Важно понимать и другое: системы ИИ в их развитом виде не могут выступать подсистемами индустриального общества. В индустриальном обществе, хотим мы того или нет, ИИ всегда будет оставаться инородным телом, функционировать при низком уровне отдачи. Нужны другие социальные структуры, формы жизнедеятель­ности, приоритеты, чтобы ИИ заработал в полную силу. Это структуры информационного общества, реализующего принципы построения и функционирования социального интеллекта. До последнего времени индивидуальные и общечеловеческие знания оставались и все еще остаются вне баз данных. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области интеллектуального потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупного объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, а общество лишается ценнейших индивидуальных знаний.

ИИ с его компьютерными и телекоммуникационными системами формирует коллективный разум, создает единый социальный ин­теллект, интегральный эффект которого выше суммы эффектов, входящих в систему индивидуальных интеллектов.

Все это означает, что дальнейшее развитие теории ИИ, выработка путей его эффективного использования зависят от разработки проблем социального интеллекта, который становится основной предпосылкой функционирования систем машинного разума.

Таким образом, вырисовывается новый подход к проблеме ИИ: ИИ — это система, мобилизующая и усиливающая социальный интеллект, которая может эффективно функционировать лишь как подсистема общественного интеллекта.

Непосредственным толчком к выработке нового подхода к ИИ, его понимания как искусственного аналога социального интеллекта послужили разработки пятого поколения ЭВМ в начале 80-х годов. В Японии, а затем сразу же в США, Западной Европе и с опозданием в 3—4 года в СССР были опубликованы проекты создания вычис­лительной системы (ВС) пятого поколения, реализующей функции интеллекта, включая функцию абстрактного мышления. Главными элементами этой «социальной машины» являются:

  • «супермозг науки» — центральный процессор с быстродействием свыше 10 млрд. оп/с;
  • базы знаний — зафиксированные в машинной памяти важнейшие общие и специальные знания, накопленные за всю историю и находящиеся в автоматизированном режиме;
  • персональные ЭВМ как массовый вид техники, которыми оснащаются рабочие места инженеров, ученых, управленцев, доступные практически каждой семье;
  • искусственная рабочая сила в виде миллионов роботов последних поколений, заменяющих рабочих;
  • современные по качеству и количеству телекоммуникации.
Добавить комментарий