Умственная (интеллектуальная) деятельность всегда была областью, где нет метрики, где фигурируют лишь качественные, трудно определимые понятия. Фундаментальное значение информатики состоит в том, что она позволяет ввести количественно определимые понятия в умственную (познавательную и организационную) деятельность, т.е. позволяет квантифицировать знания. Сама по себе возможность квантификации знаний имеет огромное значение для человеческой цивилизации.
Информационный ресурс — это знание, ставшее информацией. Поэтому знание обладает всеми характеристиками ИР: достоверностью, надежностью, релевантностью, четкое определение которых дается в теории информации (математической теории связи). Однако семантика сообщений, их содержание в классической теории информации не учитывается. Таким образом, для квантификации знаний, если они представлены в виде информации, применим весь арсенал статистической теории связи — ее понятия, соотношения и такие информационные единицы, как бит и байт.
Содержательный аспект знаний в виде информации можно учесть с помощью единицы семантической информации — ранжированного бита
Ранжированный бит — это информационная единица, отражающая величину системной, социальной ценности конкретного сообщения. Различие знаний (весов) информационных единиц количественно можно установить экспертным путем.
Информационный ресурс — это отчуждаемые знания, становящиеся сообщениями, — выступает в пассивной и активной формах. К пассивной относятся такие формы существования знаний, когда они не связаны или слабо связаны с конкретными предметными областями (книги, статьи, патенты, банки данных). Активные формы существования ИР : модель, алгоритм, программа, проект. Каждая из этих четырех активных форм ИР может иметь разные степени общности, научно-технический уровень и завершенность (комплектность).
В функциональном отношении модели представления знаний делятся на три вида: тезисные, аналитические и синтетические. Эти три вида моделей представления знаний получили название ТАС-модели.