Формальная логика — одна из древнейших наук. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться с VI в. до н. э. в Древней Греции и Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая — в Европе и на Ближнем Востоке. Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами развития ораторского искусства как часть риторики. Эта связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В.Васильев: Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни — бросаться в реку или со скалы — или сделаться рабом победителя, перейти в его веру. Если то было лицо, пользовавшееся уважением, например достигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее огромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. Понятно, что эти выгоды были большой приманкой для того, чтобы направить честолюбие индийцев в эту сторону. Но всего чаще мы видим (особливо впоследствии), что спор не ограничи-вался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор. (Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб., 1857—1869. Ч. I. С. 67—68.) Дискуссии были распространены и в Древней Греции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением, их избирали на почетные государственные должности, отправляли послами в другие страны. Иногда при определении победителя дискуссии мнения присутствующих разделялись. Это выдвинуло на повестку дня задачу разработать правила логики, которые позволяли бы избежать таких разногласий и приходить к единому мнению. Другим стимулом развития логики были запросы математики. В Древней Греции проблемы логики исследовали Демокрит (ок. 460-ок. 370 до н.э.), Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.). Однако основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель (384—322 до н.э.). Аристотель впервые обстоятельно систематизировал логические формы и правила мышления. Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон». Логика, основанная на учении Аристотеля, существовала до начала XX в. Она носит название традиционной формальной логики. Начало XX в. знаменует своеобразная научная революция в логике, связанная с широким применением методов так называемой символической, или математической, логики. Идеи ее высказаны немецким ученым Г.ВЛейбницем (1646— 1716): Единственное средство улучшить наши умозаключения — сделать их, как и у математиков, наглядными, так, чтобы свои ошибки находить глазами, и, если среди людей возникнет спор, нужно сказать: «Посчитаем», тогда без особых формальностей можно будет увидеть, кто прав. (Цит. по: Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967. С. 217.) Идея Лейбница о возможности и продуктивности сведения рассуждений к вычислениям в течение многих лет не находила развития и применения. Символическая логика начала создаваться лишь в середине XIX в. Ее развитие связано с именами Дж.Буля, А.М.Де-Моргана, Ч.Пирса, Г.Фреге и других известных ученых. Значительный вклад в создание символической логики внесли русские ученые П.С.Порецкий, Е.Л.Буницкий и др. Таким образом, к началу XX в. символическая логика оформилась как относительно самостоятельная дисциплина в рамках логической науки. Первым капитальным трудом по символической логике был трехтомник Б.Рассела и А.Уайт-хеда «Principia mathematica», вышедший в 1910-1913 гг. Применение методов символической логики к решению проблем, поставленных традиционной логикой, а также проблем, которые даже не могли быть ею поставлены, вызвало в начале XX в. революцию в логике. Именно использование методов символической логики отличает логику современную от традиционной. Вместе с тем в современной логике сохраняются все достижения и вся проблематика традиционной логики. В России значительный вклад в разработку современного учебного курса логики внес профессор кафедры логики философского факультета МГУ Е.К.Войшвилло. Им разработано учение о понятии, о логической форме мысли и многое другое. Диалектическая логика также имеет древнее происхождение. Идеи диалектики мышления восходят к древневосточной и античной философии. Основные категории диалектической логики использовались уже в ранней греческой классике (VI-V вв. до н.э.), однако они не были объединены в систему, и диалектическая логика была далека от выделения в самостоятельную науку. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи этой логики высказывались средневековыми философами. Классические формы диалектической логике придали немецкие философы Нового времени Кант, Фихте, Шеллинг и в особенности Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, созданным с позиции объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Дальнейшее развитие она получила в трудах современных философов.