Логика формальная и диалектическая

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях. Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой. Во-вторых, словом «логика» обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой. Слово «логика» употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. Основы этой науки излагаются в данном учебнике. Итак, логика — это наука о мышлении. Науками о мышлении являются также психология, физиология высшей нервной деятельности и ряд других. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики? Логика изучает формы выражения мыслей и формы развития знания, особью приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Основными типами логических форм, в которых выражаются мысли, являются: понятие, суждение, теория и др. Основными типами форм, в которых происходит развитие знания, являются: умозаключение, проблема, гипотеза и др. Чтобы подробнее раскрыть предмет науки логики, нужно выяснить, что представляют собой логическая форма мысли и логический закон. Для нахождения способа, позволяющего выявлять логические формы различных мыслей и процессов мышления, выделяют наиболее общие характеристики вещей и явлений, отношения между вещами и явлениями, а также свойства и характеристики самих мыслей и отношения между ними. Эти свойства, характеристики и отношения являются предметом изучения логики. Они выражаются следующими словами и словосочетаниями, называемыми логическими терминами: «суть» (есть, является), «все» (каждый, ни один), «некоторые», «если…, то…», «и», «или», «следовательно», «неверно, что…» (не) и др. Чтобы выявить логическую форму мысли, нужно отвлечься от смыслов и значений нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль. Сделать это можно разными способами. Например, первый способ состоит в том, чтобы исключить нелогические термины в словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. При этом следует вместо вхождений одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений различных терминов — различные линии. Последние замечания говорят о неполном отвлечении от смысла нелогических терминов. По типу линий можно восстановить тип нелогических терминов, от смыслов и значений которых произошло отвлечение. Например, в результате замены нелогических терминов многоточием и штриховой линией из предложения «Все металлы — теплопроводные вещества» получим выражение «Все … суть———». Второй способ отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов заключается в замене этих терминов символами-переменными. И в этом случае вместо различных вхождений одного и того же термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов — различные переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ставятся и переменные различных типов. Пусть даны рассуждения: 1°. Все металлы являются теплопроводными веществами. Все металлы являются электропроводными веществами. Следовательно, некоторые электропроводные вещества являются теплопроводными. 2°. Следователь — юрист. Следовательно, хороший следователь — хороший юрист. В последнем рассуждении речь идет о всех следователях. В результате замены нелогических терминов переменными получим соответственно выражения: 101. Все М суть Р. Все М суть S Следовательно, некоторые S суть Р. 201. Все S суть Р. Следовательно, все S q суть Рq. Они выражают логические формы указанных рассуждений. Таким образом, логическая форма мысли — это ее структура, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов. Логическая форма содержательна, информативна. Так, выражение, получаемое в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов первого рассуждения, несет следующую информацию: Если все предметы класса М включаются в класс Р и все предметы класса М включаются в класс S то некоторые предметы класса S включаются в класс Р. Мысли можно подразделить на классы в зависимости от типов их логических форм. Основные из этих классов составят мысли, называемые понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие — это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов. Пример понятия: действие или бездействие, квалифицированное законом в качестве уголовно наказуемого (понятие преступления). К суждениям относят мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие свойств у предметов, отношений между предметами, связей между ситуациями. Примеры. Курящий человек говорит много, но невпопад; или Человек, курящий с серьезным видом, считает, что мысли огромной важности витают у него в голове, а витает только дым, да и то не. в голове, а около нее. Умозаключение — это процесс получения знания, выраженного в суждении, из других знаний, тоже выраженных в суждениях. Примерами умозаключений могут служить приведенные выше рассуждения 1° и 2°. Между мыслями существуют связи, зависящие только от их логических форм. Такие связи имеют место и между понятиями, и между суждениями, и между умозаключениями. Так, между мыслями логических форм «некоторые S суть Р» и «некоторые Р суть S» существует следующая связь: если истинна одна из этих мыслей, то истинна и вторая независимо от того, каково нелогическое содержание этих мыслей. Связи между мыслями по формам, при которых истинность одних из этих мыслей обусловливает истинность других, называются формально-логическими законами или логическими законами. Связь между мыслями в рассуждении 1° представляет собой логический закон. Чтобы установить, является ли связь между некоторыми исходными высказываниями и высказыванием, получаемым в результате рассуждения, логическим законом, необходимо вместо нелогических терминов подставлять в эти высказывания произвольные термины тех же типов и при этом всякий раз выяснять, окажется ли истинным получаемое высказывание при истинности исходных. Если всегда обнаруживается такая зависимость истинности высказываний, то связь между ними представляет собой логический закон. Если находится контрпример, то закономерной связи нет, и рассуждение не является правильным. Так, рассуждение 2° является неправильным. Контрпримером для него может служить явно неправильное рассуждение: Муха — животное. Следовательно, крупная муха — крупное животное. В современной логике разработаны более простые и более продуктивные методы выявления закономерной связи между мыслями. Эти методы излагаются в гл. 5 «Умозаключение». Имея понятия логической формы и логического закона, молено дать определение формальной логики. Формальная логика — это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам. Исследуя необходимые связи между мыслями по логическим формам — логические законы, логика формулирует утверждения об истинности всех высказываний определенной логической формы. Эти утверждения тоже называют законами, но законами (науки) логики в отличие от логических законов (связей, существующих независимо от того, знаем мы о них или нет). Например, установив, что всегда, когда истинны мысли форм «Все М суть Р» и «Все М суть S», истинна мысль формы «Некоторые S суть Р», можно сформулировать закон логики: «Для любых S, Р и М верно, что если все М суть Р и все М суть S, то некоторые S суть Р». Сформулированные законы логики выступают в качестве норм, в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения. В логике разработаны требования другого рода, которые рекомендуется выполнять в процессе познания. Таким образом, формальная логика является нормативной наукой о формах, законах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности. Мышление, осуществляемое в соответствии с требованиями логики, называется правильным. Формальная логика, являясь наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления,— типичные алогизмы. Длительное время предпринимаются попытки разработать логику диалектическую. Средства этой логики должны применяться в тех случаях, когда нельзя отвлекаться от развития знания. В рамках диалектической логики разработан ряд методологических принципов (конкретности, объективности рассмотрения и др.) и методов (восхождение от абстрактного к конкретному и др.) познания. Предполагается, что в процессе познания методы формальной логики должны дополняться методами диалектической логики и наоборот.

Добавить комментарий