При заключении договора на выполнение услуг между покупателем (организацией-клиентом) и продавцом, обеими сторонами оговаривается вопрос о методе и сроке доставки продукции покупателю. Часто возникает ситуация, когда клиент просит доставить ему покупаемую им продукцию транспортом продавца. На основании этого продавец сообщает клиенту о том, что в результате этого каждая единица товара вырастет на определенный коэффициент, вычисленный работниками планово-экономического отдела предприятия.
По согласованию обеих сторон и на основании заключенного договора о поставке (один из экземпляров которого находится у покупателя) производятся соответствующие расчеты и подготавливается необходимый объем продукции к отгрузке со склада покупателя.
Основополагающими показателями в вычислении коэффициента за доставку продукции являются: цена за единицу товара, цена за 1 км. пути, общий километраж до клиента и общий объем покупки.
Сначала вычисляются общие затраты на транспортировку товара по формуле:
Zatr_tr=Rasst*Skm, (3.1)
где Zatr_tr – затраты на транспортировку товара, руб.;
Rasst – километраж до клиента, км.;
Skm – стоимость 1 км. пути, для транспортного средства, руб.
Стоимость 1 км. пути рассчитывается отдельно для каждого из транспортных средств предприятия. Расчеты производятся отдельно для каждой машины, так как у них различное потребление ГМС и масла, различная стоимость и грузоподъемность и т.д. Принцип расчета один и тот же. Расчет производится на 1000 километров а потом переводится на стоимость 1 км. пути. Данный расчет можно представить в виде блок-схемы, отражающей последовательность выполнения действий (приложение Г)
Сначала вычисляется амортизация самой техники (0,37 – норма амортизации), используемой для перевозки товара (Аtehn) по формуле:
Аtehx=(Smash*0,37)/100+(Spric*0,37)/100, (3.2)
где Smash – стоимость машины, руб.;
Spric – стоимость прицепа, руб.
Кроме амортизации техники рассчитывается износ шин (Izn) по формуле:
Izn=((10*Sshimmash)/ Аmash*1000)+((8*Sshimpric)/Аmash*1000), (3.3)
где Sshimmash –стоимость шин машины, руб.;
Аmash – амортизация машины, руб.;
Sshimpric – стоимость шин прицепа, руб.
После вычисления износа шин рассчитывается расход на запчасти, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и масло (0,43 – норма расхода ГСМ транспортным средством) (Rpotr):
Rpotr=(Аtehx*30/100)+(Smasl*5)+(Sgsm*0,43), (3.4)
где Smasl – стоимость масла, руб.;
Sgsm – стоимость ГСМ, руб.
Так же помимо расходов на технику в расчете используется сумма, выплачиваемая водителю(ZP) по формуле:
ZP=((Okm*1000+(Okm*8,5/100))*0,26)+(Okm*1000)+(Okm*8,5/100)+K, (3.5)
где Okm – оплата водителю 1 км. пути, руб;
К – командировочные расходы, руб., 8,5 % – дополнительная оплата, 0,26 % – начисления на зарплату.
Итого прямых расходов (Rpr):
Rpr = ZP+ Rpotr+Аtehx+ Izn, (3.6)
где Rpr – прямые расходы на транспортировку, руб.