Формирование новой фундаментальной науки требует решения трех основных задач:
-
определения предметной области;
-
создания системы основных понятий и аксиоматики;
-
разработки математического аппарата.
Разработка математического аппарата необходима для решения прикладных проблем. Причем математический аппарат и инструментарий могут быть в какой-то мере заимствованы у смежных наук. Самая трудная и решающая проблема — создание понятийного аппарата. Все попытки создать информатику как фундаментальную науку наталкивались именно на эту проблему, для решения которой требуется выйти за рамки традиционного шенноновского понимания информации. Особенно убогими выглядят учебники, учебные пособия и руководства по информатике для школ и специальных учебных заведений: в них отсутствуют новый понятийный аппарат, что сводит преподавание информатики к изучению программирования и основ электроники и вычислительной техники. Информатика впитала в себя достижения ряда наук, особенно кибернетики, теории информации, теории систем, системотехники, семиотики, т.е. является в большой степени интегративной дисциплиной со всеми чертами метанауки.
Вся система категорий (понятий) информатики состоит из трех элементов:
-
Понятия, заимствованные информатикой из других наук.
-
Оригинальные понятия и аксиомы, отличающиеся принципиальной новизной.
-
Понятия более низких иерархий — субпонятия, раскрывающие содержание каждого из основных понятий информатики, как
метанауки.
Назовем еще раз понятия информатики, заимствованные из ранее появившихся дисциплин. Это понятия: информация (в традиционном шенноновском смысле), информационный шум, избыточность, бит, байт и другие понятия математической теории связи. Сюда можно добавить понятия кибернетики: цель, управляющая и управляемая подсистемы (объект и орган управления), прямая и обратная связи и др.
Система оригинальных понятий информатики вырастает из основного понятия — понятия «информационный ресурс», а именно:
-
информационный ресурс;
-
социальная энтропия;
-
полезная работа (отдача) ЭВМ;
-
информационная среда;
-
напряженность информационного поля;
-
исходный и полный информационные потоки;
-
автоматизированные информационные системы;
-
информационные технологии;
-
искусственный интеллект;
-
информационно-динамический объект;
-
творческая система;
-
ТАС-модели;
-
квант (единица) знания;
-
социальный (коллективный) интеллект. Раскроем более подробно понятийный аппарат информатики. Информационный ресурс (ИР). Это основное понятие, являющееся предметом информатики. ИР имеет две неразделимыестороны: формально-логическую (информационную) и семантическую ((когнитивную). Когнитивный означает познаваемый, соответствующий познанию. Первый аспект этого понятия (формально-логическая сторона) формируется в результате обобщения практики компьютеризации и развития инженерии знаний. Сам термин «инженерия знаний» появился в США в 1977 г. на ранних этапах создания ИИ.
Развитие формально-логического направления в 70-е годы в основном было связанно с практикой создания интеллектуальных систем, главная особенность которых состоит в наличии у них базы знаний и механизма их вывода («логической машины»). Потребовалось развитие формально-логических подходов, машинных языков, создание моделей представления знаний на основе логики предикатов первого порядка. Возникли обобщенные представления в области АИС, их природы, функций, общей структуры, сущности ИТ и их уровней и т.д.
Однако всего этого оказалось недостаточно для развития работ в области ИИ. Нужны были продвижения в, содержательном (когнитивном) направлении: в создании моделей, использовании фреймов, семантических сетей. С этим связано формирование второго аспекта категории ИР, его когнитивной, содержательной стороны.
Таким образом, в основе методов использования представления знаний (первый аспект ИР) лежат главным образом математическая формализация и логическая полнота. Напротив, когнитивный подход (второй аспект ИР) основан на понимании процесса осознания чего-либо человеком, поэтому представлению знаний в данном случае свойственно скорее выразительность, чем математические изящество и скорость. В рамках когнитивно-содержательного направления развивается понимание зависимости от коммуникаций, информационных связей. Здесь главным объектом изучения выступает соотношение знания и информации, переход одного во второе, а также фазовый переход знания в социальную силу. В результате слияния формально-логического и когнитивно-содержательного направлений и рождается фундаментальное понятие информационного ресурса.