Программа может получить исходные данные из трех источников:
– окна ввода
– полей ввода диалогового окна
– файла.
Ввод из окна ввода
Ввод данных из окна ввода осуществляется вызовом стандартной функции InpUtBox, возвращаемым значением которой является строка, введенная пользователем. В общем виде ввод данных с использованием функции InputBox выглядит так
Переменная:= InputBox(Заголовок, Подсказка, Значение);
Переменная – это идентификатор переменной строкового типа, значение которой должно быть получено из окна ввода.
Заголовок – текст заголовка Окна ввода.
Подсказка – текст поясняющего значения
Значение – текст, находящийся в поле ввода в момент появления окна ввода на экране.
Например, в программе вычисления площади поверхности шара ввод величины радиуса шара может выглядеть так:
S:= InputВох(‘Вычисление площади поверхности шара’, ‘Введите радиус шара, мм’,»);
Следует иметь в виду, что значение функции InputBox строкового (String) типа. Поэтому если программе требуется получить значение числового типа, то введенная строка должна быть преобразована в число при помощи соответствующей функции преобразования.
Ввод из поля редактирования
Для ввода из поля редактирования надо поместить на форму экземпляр компонента Edit страницы Standart палитры компонентов.
Ввод данных из поля редактирования осуществляется обращением к свойству Text этого поля, т.е. Edit1.Text
Следует иметь в виду, что свойство Техt представляет собой строку.
Вывести результат программа может в окно сообщения, в поле вывода диалогового окна, в файл и на устройство печати (принтер).
Вывод в окно сообщения
Вывод в окно сообщения может быть выполнен вызовом процедуры ShowMessage или функции MessageDlg.
Процедура ShowMessage(const:String) – отображает окно сообщения с кнопкой ОК. Заголовок содержит имя исполняемого файла приложения, а строка const выводится как текст сообщения. В общем виде вызов процедуры ShowMessage выглядит так:
ShowMessage(Сообщение)
Сообщение – выражение строкового типа.
Заголовок окна сообщения, выводимого процедурой ShowMessage, по умолчанию совпадает с именем исполняемого файла приложения.
Функция MessageDlg(const:String, Type, Buttons, Help): Word – отображает окно сообщения в центре экрана и позволяет получить ответ пользователя. Параметр const содержит текст сообщения.
Type – это тип окна сообщения. Может принимать следующие значения: mtWarning (восклицательный знак в желтом треугольнике); mtError (белый крест в красном круге); mtInformation (буква «i» в белом круге); mtConfirmation (синий знак «?» в белом круге); mtCustom (не содержит картинки и в заголовке выводиться название исполняемого файла).
Button – это набор кнопок:
– mbYes – отображает кнопку Yes;
– mbNo – отображает кнопку No;
– mbOK – отображает кнопку OK;
– mbCancel – отображает кнопку Cancel;
– mbAbort – отображает кнопку Abort;
– mbRetry – отображает кнопку Retry;
– mbIgnore – отображает кнопку Ignore;
– mbAll – отображает кнопку All;
– mbNoToAll – отображает кнопку No to all;
– mbYesToAll – отображает кнопку Yes to all;
– mbHelp – отображает кнопку Help.
Эти значения задаются в квадратных скобках разделённых запятой.
Delphi обеспечивает множество предопределенных комбинаций кнопок:
– mbYesNoCancel = [mbYes, mbNO, mbCancel];
– mbYesAllNoAllCancel = [mbYes, mbYesToAll, mbNo, mbNoToAll, mbCancel];
– mbOKCancel = [mbOK, mbCancel];
– mbAbortRetryCancel = [mbAbort, mbRetry, mbCancel];
– mbAbortIgnore = [mbAbort, mbIgnore].
Вместо того, чтобы определить перечисляемое значение нажатой кнопки, используется полностью различный набор перечисляемых имён:
– mrYes = 6
– mrNo = 7
– mrOK = 1
– mrCancel = 2
– mrAbort = 3
– mrRetry = 4
– mrIgnore = 5
– mrAll = 8
– mrNoToAll = 9
– mrYesToAll = 10
Help – это справка, которая появляется во время отображения диалогового окна при нажатии пользователем клавиши F1. Обычно значение равно 0.
Пример:
rez:=MessageDlg(‘деление на НОЛЬ!!!’,mtError, mbOKCancel, 0);
if rez=mrOk then Edit3.Text:=’число 0′;
end;
Пример:
Var
buttonSelected : Integer;
begin
buttonSelected := MessageDlg(‘Custom dialog’,mtCustom, [mbYes, mbAll, mbCancel], 0);
if buttonSelected = mrYes then ShowMessage(‘Была нажата Yes’);
if buttonSelected = mrAll then ShowMessage(‘Была нажата All’);
if buttonSelected = mrCancel then ShowMessage(‘Была нажата Cancel’);
end;
Функция MessageDlg позволяет сопроводить сообщение одним из стандартных значков Windows, например значком «Внимание», задать количество и тип командных кнопок.
Вывод в поле диалогового окна
Часть диалогового окна, предназначенная для вывода информации, называется полем вывода или полем метки. Для вывода в поле диалогового окна надо поместить на форму экземпляр компонента Label страницы Standart Палитры компонентов.
Вывод данных в поле метки осуществляется обращением к свойству Caption этого поля, т.е. Labell.Caption, которое является переменной строкового типа.
Например, чтобы в поле вывода появился текст, достаточно написать:
Label1.Caption:- ‘Значение функции равно’ + FloatToStr(y);