Управление положением визуального компонента на экране и его размерами осуществляется с помощью четырех его свойств:
Для всех компонентов эти свойства задаются в пикселях относительно координат клиентской части родительского компонента (клиентской частью компонента называется его внутренняя область, за исключением заголовка, рамки и меню). В клиентской части началом координат считается ее верхний левый угол. Горизонтальная ось координат направлена слева направо, а вертикальная – сверху вниз. Изменение описанных выше свойств возможно как на этапе конструирования, так и на этапе выполнения программы, что приводит к немедленному изменению размеров и расположения компонентов. Допустим, на форме находятся две кнопки – Button 1 и Button2 класса TButton, высота которых 25 пикселей, а ширина 75. Для того чтобы размеры кнопки Button2 стали в два раза больше, можно увеличить размеры кнопки в Инспекторе объектов, либо в обработчике нажатия кнопки Button 1 написать две строки:
В первом случае размеры кнопки изменятся на этапе конструирования (и сохранятся на момент запуска программы), а во втором случае изменение произойдет при выполнении программы после нажатия кнопки Button 1.
Все элементы управления имеют свойство Enabled, которое определяет доступность компонента в тот или иной момент времени. Другими словами, данное свойство указывает, должен ли этот элемент реагировать на события клавиатуры, таймера или мыши. При значении этого свойства false элемент управления считается отключенным и изображается серым цветом.
Свойство Parent также доступно для всех элементов управления. В этом свойстве установлена ссылка на родительский элемент управления, который содержит данный компонент.
Способ выравнивания элемента управления внутри своего родительского компонента задает свойство Align. Возможные варианты выравнивания описаны ниже:
Цвет и стиль заливки элемента управления задается свойством Brush, которое доступно только во время работы программы и только для чтения.
В Windows компоненты с оконными ресурсами называются родительскими, а связанные с ними неоконные – дочерними. Следует отметить, что оконные компоненты тоже могут быть дочерними по отношению к родительскому оконному элементу. Неоконный элемент может быть только дочерним и не может играть роль родительского. Родитель с дочерними элементами рассматривается в Windows как единое целое. Другими словами, при появлении родителя на экране появляются и его дочерние компоненты, а при закрытии родителя его дочерние элементы также исчезают вместе с ним. К тому же дочерние компоненты не могут выходить за границы родителя. Хотя, как правило, эти требования выполняются автоматически, о них следует помнить и соблюдать неукоснительно, иначе программы могут выдавать непредсказуемые результаты.
Свойство Visible позволяет управлять отображением элемента на экране (если true, то компонент виден). Это свойство доступно для чтения и для записи.
Для того чтобы узнать, отображается оконный элемент управления на экране во время выполнения программы или нет, иcпользуется свойство Showing. Это свойство доступно только для чтения и имеет значение true, если свойство Visible имеет значе-ние true, либо false, если Visible = false.
Сделать элемент управления или форму видимыми можно при помощи вызова метода Show, который присваивает свойству Visible значение true. В свою очередь, метод Hide делает невидимым элемент управления, присваивая свойству Visible значение false.
Цвет фона большинства элементов управления задается свойством Color, которое доступно как на этапе разработки, так и в момент выполнения программы.
Характеристики шрифтов, которыми будет отображаться текст визуальных компонентов, определяются свойством Font.
Свойство Cursor позволяет изменять форму указателя мыши, когда он находится над элементом управления.
Свойство PopupMenu ссылается на контекстное меню, связанное с данным элементом управления.
Текст краткой всплывающей подсказки устанавливается свойством Hint, а свойство ShowHint определяет, будет ли данная справка отображаться на экране в момент выполнения программы.
Размещаемый в элементе управления текст задается либо свойством Text, либо свойством Caption, в зависимости от того, какое из них имеется у конкретного визуального компонента.