Рассматриваемая технология базируется в основном на американских стандартах IEEE Std 1348-1995. IEEE Recommended Practice for the Adoption of Computer-Aided Software Engineering (CASE) Tools и IEEE Std 1209-1992. IEEE Recommended Practice for the Evaluation and Selection of CASE Tools (IEEE – Institute of Electrical and Electronics Engineers – Институт инженеров по электротехнике и электронике). Временной разрыв между их утверждением составляет четыре года (первый стандарт был утвержден в декабре 1996 г., а второй – в декабре 1992 г.), однако они достаточно тесно взаимосвязаны, поскольку первый стандарт содержит целый ряд ссылок на второй (помимо упомянутых стандартов существует также международный стандарт ISO/IEC 14102:1995(E). Information technology – Guideline for the evaluation and selection of CASE Tools, основные положения которого во многом совпадают с положениями IEEE Std 1209-1992). Цель приведенных в стандартах рекомендаций – предоставить руководящие материалы, позволяющие повысить вероятность успешного внедрения CASE-технологии. Эти рекомендации достаточно актуальны и ценны, поскольку отражают опыт, накопленный многими зарубежными пользователями и разработчиками CASE-средств в течение длительного периода их существования. Термин «adoption» («внедрение») используется в широком смысле и охватывает все действия – от оценки первоначальных потребностей до полномасштабного использования CASE-средств в различных подразделениях организации-пользователя. Процесс внедрения CASE-средств включает следующие этапы: 1. Определение потребностей в CASE-средствах; 2. Оценка и выбор CASE-средств; 3. Выполнение пилотного проекта; 4. Практическое внедрение CASE-средств. Процесс успешного внедрения CASE-средств не ограничивается только их использованием. На самом деле он охватывает планирование и реализацию множества технических, организационных, структурных процессов, изменений в общей культуре организации и основан на четком понимании возможностей CASE-средств. На способ внедрения CASE-средств может повлиять специфика конкретной ситуации. Например, если заказчик предпочитает конкретное средство или оно оговаривается требованиями контракта, этапы внедрения должны соответствовать такому предопределенному выбору. В иных ситуациях относительная простота или сложность средства, степень согласованности или конфликтности с существующими в организации процессами, требуемая степень интеграции с другими средствами, опыт и квалификация пользователей могут привести к внесению соответствующих корректив в процесс внедрения. Несмотря на все потенциальные возможности CASE-средств, существует множество примеров их неудачного внедрения, в результате чего эти средства становятся «полочным» ПО (shelfware). В связи с этим необходимо отметить следующее:
– CASE-средства не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя какое-то время;
– реальные затраты на внедрение CASE-средств обычно намного превышают затраты на их приобретение;
– CASE-средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения.
Ввиду разнообразной природы CASE-средств было бы ошибочно делать безоговорочные утверждения относительно реального удовлетворения тех или иных ожиданий от их внедрения. Отметим факторы, усложняющие определение возможного эффекта от использования CASE-средств:
– широкое разнообразие качества и возможностей CASE-средств;
– относительно небольшое время использования CASE-средств в различных организациях и недостаток опыта их применения;
– разнообразие практики внедрения CASE-средств в различных организациях;
– отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных и текущих проектов;
– широкий диапазон предметных областей проектов;
– различная степень интеграции CASE-средств в различных проектах.
Вследствие этих сложностей доступная информация о реальных внедрениях крайне ограниченна и противоречива. Она зависит от типа средств, характеристик проектов, уровня сопровождения и опыта пользователей. Некоторые аналитики полагают, что реальная выгода от использования некоторых типов CASE-средств может быть получена только после одно- или двухлетнего опыта. Другие считают, что воздействие может реально проявиться в процессе эксплуатации ПО, когда технологические улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат. Ключом к успешному внедрению CASE-средств является готовность организации, которая включает следующие аспекты:
– технология – понимание ограниченности существующих возможностей и способность принять новую технологию;
– культура – способность воспринять новые процессы и взаимоотношения между разработчиками и пользователями;
– управление – четкое руководство и организованность по отношению к наиболее важным этапам и процессам внедрения.
В случае отсутствия такой готовности внедрение CASE-средств, скорее всего, закончится неудачей независимо от степени тщательности следования различным рекомендациям по внедрению. Чтобы принять взвешенное решение относительно инвестиций в CASE-технологию, пользователи вынуждены производить оценку отдельных CASE-средств, опираясь на неполные и противоречивые данные. Эта проблема зачастую усугубляется недостаточным знанием всех возможных «подводных камней» использования CASE-средств. Среди наиболее важных проблем выделяются следующие:
– достоверная оценка отдачи от инвестиций в CASE-средства затруднительна ввиду отсутствия приемлемых метрик и данных по проектам и процессам разработки ПО;
– внедрение CASE-средств может представлять собой достаточно длительный процесс и может не принести немедленной отдачи. Возможно даже краткосрочное снижение продуктивности в результате усилий, затрачиваемых на внедрение. Вследствие этого руководство организации-пользователя может утратить интерес к CASE-средствам и прекратить поддержку их внедрения;
– отсутствие полного соответствия между теми процессами и методами, которые поддерживаются CASE-средствами, и теми, которые используются в данной организации, может привести к дополнительным трудностям;
– CASE-средства зачастую трудно использовать в комплексе с другими подобными средствами, что объясняется как различными парадигмами, поддерживаемыми различными средствами, так и проблемами передачи данных и управления от одного средства к другому;
– некоторые CASE-средства. требуют слишком много усилий для того, чтобы оправдать их использование в небольшом проекте, при этом, тем не менее можно извлечь выгоду из той дисциплины, к которой обязывает их применение;
– негативное отношение персонала к внедрению новой CASE-технологии может быть главной причиной провала проекта.
Пользователи CASE-средств должны быть готовы к необходимости долгосрочных затрат на эксплуатацию, частому появлению новых версий и возможному быстрому моральному старению средств, а также к постоянным затратам на обучение новых сотрудников и повышение квалификации действующего персонала. Успешное внедрение CASE-средств должно обеспечить:
– высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО;
– положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов – производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование;
– приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства.
|