Организация знаний в экспертных системах

Для специалистов в области ИИ термин знания означает инфор­мацию, которая необходима программе, чтобы она вела себя «интеллектуально». Эта информация принимает форму фактов или правил.

Факты и правила в экспертной системе не всегда либо истинны, либо ложны; иногда существует некоторая степень неуверенности в достоверности факта или точности правила. Если это сомнение вы­ражено явно, то оно называется «коэффициентом уверенности».

Многие правила экспертной системы являются эвристиками, т. е. эмпирическими правилами или упрощениями, которые эффективно ограничивают поиск решения. Экспертная система использует эври­стики, потому что задачи, которые она решает, будь то поиск новых месторождений или согласование исков, как правило, трудны и не до конца понятны. Эти задачи не поддаются строгому математическому анализу или алгоритмическому решению. Алгоритмический метод гарантирует корректное или оптимальное решение задачи, тогда как эвристический метод дает приемлемое решение в большинстве слу­чаев.

Пропустить всех пассажиров и багаж через детектор металла. Обыскать только тех пассажиров, на которых реагирует детектор, а также тех, чьи приметы совпадают с пред­полагаемым обликом террориста (возраст, одежда, поведение и т.д.)

Алгоритм обеспечивает полную гарантию предотвращения захва­та самолета, потому что в принципе полностью исключает возмож­ность проникновения оружия на борт самолета. К сожалению, он требует слишком много времени, слишком дорог и, что еще важнее, слишком непопулярен, чтобы иметь какую-либо практическую цен­ность. Приведенный эвристический метод также может предотвра­тить большинство попыток захвата самолетов, но не гарантирует, что они вообще не возникнут. Использование эвристических правил де­лает поиск решения намного более легким и более практичным.

Знания в ЭС организованы таким образом, чтобы знания о пред­метной области отделить от других типов знаний системы, таких, как общие знания о том, как решать задачи, или знания о том, как взаи­модействовать с пользователем, например как печатать текст на тер­минале пользователя или как изменить текст в соответствии с коман­дами пользователя. Выделенные знания о предметной области назы­ваются базой знаний, тогда как общие знания о нахождении решений задач называются механизмом вывода. Программа, которая работает со знаниями, организованными подобным образом, называется сис­темой, основанной на знаниях.

Программы искусственного интеллекта < Демонстрируют интеллектуаль­ное поведение умелым примене­нием эвристик
Системы, основанные на знаниях * Делают знания предметной области явными и отделяют их от остальной касты системы
Экспертные системы 
Применяют экспертные знания к сложным задачам реальной жизни

Экспертные системы как системы, основанные на знаниях

Добавить комментарий