Общая характеристика экспертных систем

Экспертная система — наиболее известный и распространенный вид интеллектуальных систем.

Первая особенность экспертных систем состоит в том, что они пред назначены для пользователей, сфера деятельности которых далека искусственного интеллекта, программирования, математики, логики. Таких пользователей экспертная система выступает как некая система помогающая им в повседневной работе. Общения с экспертными систе­мами должны быть так же просты, как просты, например, работа с теле­визором, стиральной машиной или автомобилем.

Что дают пользователю экспертные системы? Во многих видах человеческой деятельности используемые знания далеко не всегда; могут быть четко формализованы. Точнее, наряду со знаниями как бы отделенными, отобранными у специалистов (они зафиксированы в учебниках, инструкциях, учебных фильмах и т.п.), существуют так называемые навыки и умения, овладеть которыми можно, только работая вместе с теми, кто уже овладел ими.

Профессионал высокого уровня: врач, геолог, экономист, инженер, технолог и т.д. — отличается от новичка, овладевшего знаниями; в объеме учебных программ института или университета, именно этими навыками и умениями. И повышение их профессионального мастерства — огромная социальная задача. Чтобы ее решить, надо научиться извлекать из профессионалов-экспертов те знания, которые не зафиксированы в форме, пригодной для массового распространения — в книгах, кинофильмах, наглядных пособиях. В этом и заключается вторая особенность экспертных систем. Само название этих систем указывает на то, что они должны хранить в себе знания профессионалов-экспертов в некоторой предметной области. И не просто хранить, но и передавать их тем, у кого таких знаний нет. Для этого в экспертной системе предусмотрены не только простые средства общения между системой и специалистами, но и средства доведения хранимых в системе знаний до специалиста вместе с необходимыми пояснениями и разъяснениями.

На практике экспертные системы используются прежде всего как системы-советчики в тех ситуациях, где специалист сомневается в выборе правильного решения. Экспертные знания, хранящиеся в па­мяти системы, более глубокие и полные, чем соответствующие знания пользователя. Однако возможны и другие случаи применения экспертных систем. Правда, часть специалистов в области ИИ пред­лагают эти другие системы считать особыми классами интеллекту­альных систем и не смешивать их с «классическими» экспертными системами. Но термин «экспертные системы» характеризуется стрем­лением к расширению, и в большинстве случаев, когда его употреб­ляют, в него автоматически включают еще два вида систем.

При работе в системах оперативного управления знания, храня­щиеся в базе знаний, могут быть и меньшими, чем у специалиста, работающего в паре с системой. Но зато быстрота и точность реакции значительно выше, чем у человека.

И еще один класс систем, не имеющих собственного названия и поэтому часто называемых экспертными. В отличие от классических экспертных систем они рассчитаны не на пользователя, являющегося новичком или средним специалистом в некоторой области деятельно­сти, а на самих экспертов-специалистов. Для таких специалистов нужна не консультирующая или советующая система, а система, спо­собная помочь им в научной работе. Системы такого рода называют системами автоматизации научных исследований (АСНИ). Примером могут быть системы, способные на основании частных знаний экс­перта обнаружить в эмпирическом материале скрытые связи и зако­номерности.

Добавить комментарий