Информационный ресурс

Информационный ресурс — это симбиоз знаний и информации. Раскроем это понятие поподробнее. Понятие ИР сводится к тому, что это знание, обладающее атрибутами понятия «информация» в шенноновском смысле, наоборот, это информация, которая имеет все свойства познания в традиционно-философском смысле. Можно сказать и информационный ресурс — это семантическая информация, т.е. информация в виде понятийного знания.

Принципиальное значение в понимании ИР имеет форма сущест­вования и представления знаний. Знание — это отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь речь идет о понятийном знании — знании, выраженном семан­тически. Имеется, как известно, и другой вид знаний — интуитивных, рожденных в подсознательной сфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически. Знания — это живая, диалектическая система; они передаются другим людям, материализуются и существуют в трех формах:

  • «живые» знания (квалификация);
  • овеществленные знания;
  • информация (сообщения).

Особо следует отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п., выступают ИР. Появляется новая проблема — информативность сообщений. Книги, патентные описания и другие сообщения еще должны найти своих потребителей. Из них еще должна быть изв­лечена информация. Перед человечеством стоит громадная по своей важности и сложности задача: извлечь максимум информации из накопленных за всю историю сообщений и превратить ее в активно функционирующий ресурс. Речь идет о превращении книжных описаний и других «рассеянных» знаний в алгоритмы и программы. Это — часть работ по формированию ИР.

Информационный ресурс — это интеллектуальный ресурс, фактор коллективного творчества, и главная трудность в понимании его природы и функций состоит в раскрытии механизма перехода «знаний в силу», способов его воздействия на материальные факторы прогресса. Не сам по себе ИР «движет» системы.

Движителями систем выступают материальные силы: энергети­ческие и трудовые факторы. Но ИР, словно фермент, переводит эти материальные факторы из латентного в активное состояние и вводит их в заданное русло. Тем самым ИР обеспечивает прирост свободной энергии в целенаправленных системах социальной природы за счет снижения их энтропии.

Добавить комментарий