Квалификация знаний

Умственная (интеллектуальная) дея­тельность всегда была областью, где нет метрики, где фигурируют лишь качественные, трудно определимые понятия. Фундаментальное значение информатики состоит в том, что она позволяет ввести количественно определимые понятия в умственную (познавательную и организационную) деятельность, т.е. позволяет квантифицировать знания. Сама по себе возможность квантификации знаний имеет огромное значение для человеческой цивилизации.

Информационный ресурс — это знание, ставшее информацией. Поэтому знание обладает всеми характеристиками ИР: досто­верностью, надежностью, релевантностью, четкое определение которых дается в теории информации (математической теории связи). Однако семантика сообщений, их содержание в классической теории информации не учитывается. Таким образом, для квантификации знаний, если они представлены в виде информации, применим весь арсенал статистической теории связи — ее понятия, соотношения и такие информационные единицы, как бит и байт.

Содержательный аспект знаний в виде информации можно учесть с помощью единицы семантической информации — ранжиро­ванного бита

Ранжированный бит — это информационная единица, отражаю­щая величину системной, социальной ценности конкретного сообще­ния. Различие знаний (весов) информационных единиц количест­венно можно установить экспертным путем.

Информационный ресурс — это отчуждаемые знания, становя­щиеся сообщениями, — выступает в пассивной и активной формах. К пассивной относятся такие формы существования знаний, когда они не связаны или слабо связаны с конкретными предметными облас­тями (книги, статьи, патенты, банки данных). Активные формы существования ИР : модель, алгоритм, программа, проект. Каждая из этих четырех активных форм ИР может иметь разные степени общности, научно-технический уровень и завершенность (комплек­тность).

В функциональном отношении модели представления знаний делятся на три вида: тезисные, аналитические и синтетические. Эти три вида моделей представления знаний получили название ТАС-модели.

Добавить комментарий