Виды информации

Остановимся более подробно на раскрытии понятия информация. Рассмотрим следующий перечень:

  1. генетическая информация;
  2. геологическая информация;
  3. синоптическая информация;
  4. ложная информация (дезинформация);
  5. полная информация;
  6. экономическая информация;
  7. техническая информация и т. д.

Наверное, каждый согласится, что в этом перечне приведены далеко не все виды информации, так же как и с тем, что от приведенного перечня мало проку. Этот перечень не система­тизирован. Для того чтобы классификация по видам была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Обычно при классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используется то или иное свойство (может быть набор свойств) объектов.

Как правило, свойства объектов можно разделить на два больших класса: внешние и внутренние свойства.

Внутренние свойства — это свойства, Органически присущие объекту. Они обычно «скрыты» от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.

Внешние свойства — это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.

Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаи­модействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инерциальная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.

Качество информации — обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества — одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное свойство может быть заменено обратным ему, положительным.

Чаще всего рассматривают показатели качества, которые можно выразить числом, и такие показатели являются количественными характеристиками положительных свойств информации.

Как явствует из приведенных определений, для того, чтобы определить набор важнейших показателей качества, необходимо оценить информацию с точки зрения ее потребителя.

Потребитель на практике сталкивается со следующими ситуациями:

  • часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию называют релевантной; а часть — нет, и ее называют нерелевантной;
  • вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя; если полученной информации достаточно, то такую информацию естественно назвать полной;
  • часть информации из признанной потребителем релевантной может оказаться недостоверной, т.е. содержащей скрытые ошибки (если часть ошибок потребитель обнаруживает, то он испорченную информацию попросту относит к нерелевантной);
  • информация недоступна;
  • информация подвержена «нежелательному» использованию и изменению со стороны других потребителей;
  • информация имеет неудобные для потребителя форму или объем.

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следую­щие определения свойств информации.

Релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Своевременность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

Достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность — свойство информации, характеризующее воз­можность ее получения данным потребителем.

Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую и т.д. Это, по существу, классификация информации по потребителю.

Наконец, обобщенно характеризуя качество информации, часто используют следующее определение. Логическая, адекватно отображающая объективные закономерности природы, общества и мышления — это есть научная информация. Заметим, что последнее определение характеризует не взаимоотношение «информация — потребитель», а взаимоотношение «информация — отражаемый объект / явление», т.е. это уже следующая группа внешних свойств информации. Здесь наиболее важным является свойство адек­ватности.

Адекватность — свойство информации однозначно соответ­ствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность ока­зывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. Об объеме и количестве информации речь пойдет в следующих главах, а по способу ее внутренней организации информацию делят на две группы:

  1. Данные или простой, логически неупорядоченный набор све­дений.
  2. Логически упорядоченные, организованные наборы данных. Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин — структура данных).

Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию — знания. Знания в отличие от данных представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.

Наконец, вне поля нашего зрения оказались свойства инфор­мации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим свойством является живучесть — способность информации сохра­нять свое качество с течением времени. К этому еще можно добавить свойство уникальности. Уникальной называют информацию, храня­щуюся в единственном экземпляре.

Таким образом, мы описали основные свойства информации, а соответственно и определили базу для классификации ее по видам.

Добавить комментарий