Предметная область информатики как науки

Один и тот же объект может изучаться различными науками. Объект познания — это некий фрагмент реального мира, а его предмет — это выбранная для исследования методами данной науки сто­рона, грань, аспект объекта.

Информатизация общества в части материально-технической ба­зы, математического и программного обеспечения ИТ изучается раз­личными науками: кибернетикой, системотехникой, теорией инфор­мации, а в части формирования функциональных подсистем — раз­личными общественными науками: экономикой, правоведением, пси­хологией. В формировании ИТ участвуют и науки, относящиеся к той или иной автоматизируемой области: медицина, когда речь идет о внедрении ЭВМ в здравоохранение; педагогика (компьютеризация учебного процесса); военные науки (использование ЭВМ в военном деле), экономика и т.д. Каждая из указанных наук рассматривает компьютеризацию со своей стороны, прилагает к ней свои законы и принципы.

А какую же сторону рассматриваемого объекта выбирает инфор­матика, делая ее своим предметом? Она выбирает содержательную, смысловую сторону создания и функционирования информационных систем и технологий, связанную с их сущностью, социальной отда­чей, полезностью, местом в общественных системах, историческим значением как фактора радикального прогресса и выхода общества на качественно новые исторические рубежи.

Переход к ИТ как технический базе автоматизированных инфор­мационно-управляющих систем обнажил и до крайности обострил проблемы, относящиеся ко всему технологическому циклу сбора, пе­реработки и применения информации в планово-управленческих, по­знавательных и других процессах, выдвинул на первый план общие проблемы содержания информационных процессов и значения ИТ. Говорить о воздействии науки на что-либо вне информаци­онного процесса бессмысленно. Научная идея должна превратиться в информацию, т.е. быть закодированной, переданной по каналу связи, принятой адресатом, чтобы ее можно было применить на практике. Чем больше потенциал знаний, тем важнее задача развития информа­ционно-коммуникативных сфер народного хозяйства. Знания должны определенным образом фиксироваться, трансформироваться, рас­пределяться, приниматься и перерабатываться.

Информационные технологии и выступили новым средством пре­вращения знаний в информационный ресурс (ИР) общества, его но­вым движущим фактором, стали средством его эффективного ис­пользования. Информационный ресурс стал основным ресурсом че­ловечества, главной ценностью современной цивилизации. Но воз­никли и сложные проблемы, относящиеся к роли, механизму функ­ционирования, социальным последствиям использования ИР. Для их решения и появилась новая наука — информатика.

Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступает ИР — его сущность, законы функционирования, механиз­мы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс. Переход на уровень ИР в его содержательной трактовке означает переход к изучению внутренних связей и законо­мерностей социальной динамики, основанной на использовании ИГ.

Информатика как наука о законах получения, передачи и исполь­зования ИР в общественной практике подводит теоретический фун­дамент под использование ЭВМ и автоматизированных систем, кото­рые и предназначены для усиления информационных процессов в обществе, использования ИР. Речь идет прежде всего о специальных ИР, основанных на компьютерной технике и реализующих ИТ, т.е. инженерную обработку знаний.

Таким образом, предметом информатики является информа­ционный ресурс как симбиоз знания и информации. Он выступает в качестве предмета новой науки и с содержательной, и с формально-математической, и с технической стороны. Необходимо разграничи­вать предмет информатики как фундаментальной науки, ее объект и инструментарий: основанные на ЭВМ вычислительные системы, программы, сети связи и т. д. Без ЭВМ нет информатики, но нельзя объ­являть информатику наукой об ЭВМ. Конечно, практическая необхо­димость в информатике возникла в связи с использованием ЭВМ- Но, «оттолкнувшись от ЭВМ», информатика во главу угла ставит новые понятия — ИР и его социальную полезность, отдачу. Поэтому по аналогии с термодинамикой информатику можно назвать информдинамикой — наукой о развитии социальных систем под воздействием № (семантической информации).

Добавить комментарий